29 ноября 2019 года Совет Федерации вынес на общественное обсуждение проект закона «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» и сразу же вызвал бурю противников и сторонников данной инициативы.
Одними из противников выступили РПЦ, в частности, Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства.
Духовенство считает, что данный законопроект совсем не совместим с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями и вовсе несет в себе антисемейную направленность, умаляя права и свободы людей, избравших семейный образ жизни, рождение и воспитание детей в сравнении с остальными. Несправедливо обременяя семейных людей и родителей, законопроект, тем самым, фактически вводит особое «наказание за семейную жизнь».
«В силу неопределенности норм законопроекта практически любое нормальное человеческое действие может быть признано «семейно-бытовым насилием», любой совершеннолетний человек может быть произвольно объявлен «нарушителем» и подвергнуться «мерам профилактики» имеющим откровенно репрессивный характер» - Поясняет Патриаршая комиссия
По мнению духовенства, законопроект содержит целый ряд правовых дефектов, что делает его принятие недопустимым. Его нормы:
– противоречат общепризнанным правовым принципам разумности, справедливости и равенства, а также общеизвестному принципу «разрешено все то, что не запрещено законом», вступая тем самым в противоречие с основаниями российского права;
– нарушают конституционное требование правовой определенности, что создает «возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства и верховенства закона»;
– при применении на практике могут привести и приведут к грубому и массовому нарушению прав граждан и семей, защищаемых Конституцией Российской федерации, нормами российского и международного права, таких как:
Право на неприкосновенность жизни, личную и семейную тайну (Ст. 23 ч. 1 Конституции РФ.);
Право на защиту информации о частной жизни граждан (и семей) (Ст. 24 ч. 1 Конституции РФ);
Право на частную собственность и свободу пользования ею (включая право не подвергаться лишению собственности иначе, чем по решению суда) (Ст. 35 Конституции РФ);
Право на жилище (включая право не подвергаться произвольному лишению жилища) (Ст. 40 ч. 1 Конституции РФ);
Право на конституционную презумпцию невиновности (Ст. 49 ч. 1 Конституции РФ.);
Право на конституционную защиту семьи, материнства и отцовства (включая конституционную презумпцию добросовестности родителей) (Ст. 38 ч. 1 и 2 Конституции РФ в ее связи со ст. 2 и ст. 17 Конституции РФ (в их обязывающем толковании Конституционным Судом РФ);
Право на свободное воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и национальными традициями (Ст. 18 (4) Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 13 (3) Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Ст. 27 ч. 1 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека);
Право на уважение к семейной жизни и т.п.
– содержат положения явно коррупциогенного характера (коррупциогенные факторы в смысле, определенном ст. 1 ч. 2 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов")[9], что «создает условия для проявления коррупции»
Православная церковь также считает, что подобный законопроект идет в разрез с демографической политикой страны. По их мнению, большинство соавторов законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» намеренно вводят в заблуждение граждан России рассказывая, что в России 40% тяжких преступлений совершаются в семьях, что ежегодно 14 тысяч женщин убивают мужья, что каждый год от семейного насилия страдают 16 миллионов женщин. Донося до общественности, что брак и семья – это зло, источник угрозы и опасности для женщин и детей.
Хотя Патриаршая комиссия утверждает обратное, что брак и основанная на нем семья – это основная защита женщин и детей от всех реальных угроз, с которыми они могут столкнуться.
«На этом фоне не вызывает удивления тот факт, что предлагаемый законопроект активно поддерживают организации, связанные с радикальными антисемейным идеологиями («ЛГБТ»-идеология, феминизм), а также значительное количество организаций, официально получающих иностранное финансирование. В его поддержку также активно выступают некоторые средства массовой информации и международные структуры, не скрывающие антироссийского характера своей деятельности» - в заявление к обсуждению законопроекта от Патриарший комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства
Свои методы для борьбы с домашней тиранией по информации РБК, предложил СПЧ, который является сторонником законопроекта и эти предложения станут основой законопроекта о семейно-бытовом насилии, который разрабатывается в Совете федерации по поручению Валентины Матвиенко.
На сайте Совета Федерации опубликован законопроект о профилактике семейно-бытового насилия, подготовленный членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы. Также в ноябре приглашали всех желающих обсудить по средствам сети интернет данный законопроект.
Я ПРОТИВ ЭТОГО «ЗАКОНА»! Опомнитесь, уважаемые депутаты! Ни одну семью этот, так называемый «закон» не спасёт, а наоборот, разрушит все, к которым прикоснётся! Это никакая не профилактика насилия, этот «закон» и есть НАСИЛИЕ над семьёй, насилие над детьми, попирание Конституции, отмена презумпции невиновности, возможность для беспрецедентной коррупции НКО, которые заинтересованы, чтобы проводить «профилактику» в как можно большем количестве семей, - это их хлеб, бизнес. Изучите для начала опыт стран, принявших этот бесчеловечный закон! Посмотрите внимательно, кто продвигает его в нашей стране, а кто выступает против! Изучите действующее законодательство Российской Федерации, которое содержит достаточное количество норм, направленных на защиту жизни, здоровья, половой неприкосновенности, чести и достоинства личности любых лиц, в т.ч. женщин и детей. – В обсуждении к законопроекту написала одна из женщин.
Что же предлагает СПЧ
Семейно-бытовым насилием предлагается считать умышленное противоправное действие или бездействие либо угрозы в отношении близких родственников или их имущества.
Положения законопроекта распространяются не только на формальных родственников, но и на всех проживающих совместно, а также бывших супругов и усыновленных детей. «Например, в июле ЕСПЧ вынес решение по обращению Валерии Володиной, которую в течение нескольких лет преследовал бывший партнер — избивал ее, отправлял с разных номеров угрозы и оскорбления,
— отметила адвокат Ольга Гнездилова. — Что касается усыновленных и усыновителей, то страдать от насилия могут и дети, находящиеся под опекой или проживающие в чужих семьях безо всякого оформления, как это случилось с Аишей Ажиговой, которую искалечили в семье тети».
Вводится понятие профилактики семейно-бытового насилия: предупреждение и пресечение насилия, его выявление и устранение его условий.
Закон призван обеспечить защиту прав жертв насилия, дать им возможность психологической реабилитации и помочь с социальной адаптацией.
Правом на защиту смогут пользоваться жертвы насилия или третьи лица, если есть основания полагать, что правонарушитель может причинить им вред.
Заниматься профилактикой насилия предлагается федеральным, региональным и местным органам власти, следственным органам и комиссиям по делам несовершеннолетних.
Какую защиту для жертв предлагает СПЧ
Согласно документу, жертвам насилия предлагается выдавать защитные ордера (принудительное предписание), которые:
запрещают преследователю приближаться к пострадавшему;
вводят для нападавшего необходимость пройти специализированную психологическую программу;
в исключительных случаях обязывают нападавшего покинуть место совместного жительства и передать пострадавшему его личное имущество и документы, а также возместить имущественный и моральный вред;
обязывают нападавшего возместить жертве расходы на оплату консультирования или пребывания во временном жилом помещении.
Ордера будут двух типов — судебные и внесудебные. По примеру западных стран, например США, полиция сможет выдавать внесудебное защитное предписание при получении информации о насилии в семье. При наличии такого ордера нарушителю будет запрещено приближаться к жертве ближе, чем на 10 м. Он также будет обязан являться в органы внутренних дел для профилактических бесед до четырех раз в месяц.
Под профилактикой семейно-бытового насилия в СПЧ понимают:
правовое просвещение;
профилактические беседы;
объявление официального предостережения, что дальнейшее противоправное поведение в отношении близких лиц недопустимо;
предупредительное предписание;
профилактический учет;
профилактический надзор;
помощь в социальной адаптации пострадавшим от семейно-бытового насилия;
специализированные психологические программы.
Депутаты Госдумы в свою очередь внесли поправки в законопроект добавив туда такие изменения как:
Преследование жертвы домашнего насилия;
Создание в ВУЗах центра изучения проблем семейно-бытового насилия;
Запретить общественным организациям обращаться без согласия жертвы в силовые структуры о домашнем насилии.
Что же по мнению депутатов является преследованием
Под ним понимаются «неоднократные угрожающие действия, направленные на пострадавшего вопреки его воле, выражающиеся в поиске пострадавшего, ведении устных, телефонных переговоров, вступлении с пострадавшим в контакт через третьих лиц либо иными способами, посещении места работы, учебы пострадавшего, а также места его проживания, в том случае, если пострадавший находится не по месту совместного проживания с нарушителем». Также под это определение подпадают любые действия, из-за которых потенциальная жертва может испытывать опасения за свою безопасность.
Наложить запрет общественным организациям, занимающимся профилактикой семейно-бытового насилия обращаться в силовые структуры с заявлением о семейной тирании со стороны супруга (сожителя).
«Подобного рода «обязанность» приведет к нарушению прав лиц, подвергшихся семейно-бытовому насилию, без желания потерпевшей нельзя обращаться в полицию», — говорится в документе.
8 декабря в финальную версию законопроекта, в котором уже числится запрет на приближение к жертве домашнего насилия уже не 10 метров, как это предлагалось, а все 50 метров.
Зампред комитета Госдумы по международным делам Ирина Роднина и Зампред комитета по вопросам семьи, женщин и детей Оксана Пушкина предложили расширить действие будущего закона не только на жертв семейного насилия, но еще и на детей, так как семейный «тиран» может нанести вред детям(если не оградить детей они будут находиться в опасности от своего отца).
Также предлагается добавить в законопроект такие понятия как причинение вреда здоровью и побои.
«Нынешняя норма [законопроекта] плоха, потому что пострадавшие не получают защитного предписания, которое могло бы предотвратить более тяжкие преступления, также защитные предписания не будут выдавать тем, кому угрожают убийством, и это проблема» - считает адвокат Ольга Гнездилова
Также одним из последних предложенных изменений является замена штрафа на уголовную ответственность, то есть домашнему «тирану» не выпишут штраф, а отправят на один год в тюрьму или заменят на обязательные работы.
19 декабря на пресс-конференции Владимира Путина был задан вопрос о данном законопроекте
Выдержка из стенограммы
Э.Жгутова: Добрый день, Владимир Владимирович, Дмитрий Сергеевич и весь мир, который сейчас смотрит!
И нет у нас на сегодняшний день, оказывается, большей проблемы, чем проблема семейно-бытового насилия. Совет Федерации разработал законопроект, его повесили на официальном сайте.
И в Совет Федерации пришло обращений от граждан больше, чем за весь год. Против этого проекта выступает Русская православная церковь, подписываются многодетные семьи. За этот проект подписываются ЛГБТ-сообщества, феминистские организации и даже профсоюз секс-работников.
Вы сейчас говорили о том, что у нас демография, кривая демографическая вошла в штопор…
В.Путин: Это не штопор, это ожидаемый спад – это очевидная вещь.
Э.Жгутова: Опять же мы говорим о том, что всё-таки мы должны решать свои демографические проблемы каким-то образом. Но ведь этот законопроект содержит нормы, которые позволяют войти в любую семью. То есть некое количество мерзавцев, садистов, но, извините, нам преподносят цифры, заведомо завышенные. Я лично от своего агентства подавала запрос в ГИАЦ МВД и получила цифры, которые совершенно не стыкуются с теми, которые нам транслирует тот же самый центр «Анна», который является одним из основных…
В.Путин: Вопрос.
Э.Жгутова: Ваше отношение, читали ли Вы текст и считаете ли Вы, что это, возможно, будет последним гробом в крышку нашей демографии? И, собственно говоря, там содержатся нормы тотального контроля за семьёй.
В.Путин: «Последним гвоздём в крышку гроба» демографии.
Э.Жгутова: Нашей демографии, да, конечно.
В.Путин: «Последним гвоздём в крышку гроба» – так говорят.
Э.Жгутова: Да, да, прошу прощения.
В.Путин: Ничего страшного, я понял, что Вы хотели сказать.
Вопрос.
Э.Жгутова: Вопрос: Ваше отношение, читали ли Вы сам проект, потому что это самая большая … Опрос Совета Федерации показывает, что большинство из этих 11 тысяч против, а ВЦИОМ публикует, что 70 процентов граждан «за». Но вциомовский опрос не подразумевает знакомства с законопроектом, а вот опрос Совета Федерации его подразумевает. В неволе не размножаются люди, мы же знаем об этом.
В.Путин: В неволе не размножаются – это правда.
Э.Жгутова: Я назвала это ювенальной юстицией для взрослых.
В.Путин: В неволе размножаются: есть рождение в тюрьмах и в местах лишения свободы. Но это не важно. Вообще моё отношение, да?
Законопроект я не читал, но Валентина Ивановна Матвиенко мне совсем недавно о нём достаточно подробно рассказывала. Отношение моё какое к этому делу? Оно смешанное. Силой не заставишь любить – первое.
Раньше у нас обращались в месткомы, парткомы и требовали от этих организаций, чтобы они навели порядок в семье, приструнили какого-то из супругов, прежде всего и чаще всего мужчину, конечно. Но даёт ли или давало ли это какой-то позитивный эффект – я не знаю. Но в отношении чего я совершенно против – я против любого насилия, в том числе и в семье, и, конечно, прежде всего к детям и к женщинам.
Это просто признак очень низкого уровня общей культуры, когда более сильная особь начинает качать свои права с помощью кулаков и грубой физической силы. Ничего здесь хорошего нет. Правда, за ряд правонарушений можно воспользоваться действующими нормами, в том числе за хулиганство, за нанесение побоев или тем более тяжких телесных повреждений, всё это есть в действующем законодательстве.
Но, действительно, Вы правы в том, что подавляющее большинство опрошенных, это 70 с лишним процентов, за этот закон. Я на самом деле не очень понимаю, люди именно за этот закон или против насилия?
Э.Жгутова: Конечно, конечно.
В.Путин: Я тоже против насилия, как и эти 70 с лишним процентов наших граждан. Нужен ли этот закон? Давайте спокойно это обсуждать, в общественности, всё это должно пройти такую проверку. Надо понять, что написано в каждой из его статей, попробовать прогнозировать результаты, которые могут получиться после принятия и после правоприменительной практики, и потом принять окончательное решение.
Материалы по теме
Уважаемые читатели, подписывайтесь на нас в Google News и Яндекс ДЗЕН, а также вступайте в нашу группу в ВКонтакте.
ТОП-5 за неделю